SetTitle("Памятка должностным лицам"); ?>

П А М Я Т К А
должностным лицам Калужской области по недопущению ими поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки
Скачать(.rtf, 1 Mb)

Настоящая памятка разработана Администрацией Губернатора Калужской области на основе обзора рекомендаций по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки подготовленного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции – пункт 4 раздела 4.1 протокола от 05.06.2013 № 38).

1. Основные понятия, используемые в памятке

Взятка — принимаемые должностным лицом материальные ценности или какая-либо имущественная выгода, или услуги за действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения.

Незаконное вознаграждение — принимаемые лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, материальные ценности или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения.

Предмет взятки — деньги, ценные бумаги, иное имущество, незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав,
в частности выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате, а также освобождение от имущественных обязательств (предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).

Получение взятки: а) совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (либо бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц; б) способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (либо бездействию); в) оказание общего покровительства или попустительство по службе; г) совершение должностным лицом незаконных действий (бездействие).

Входящие в служебные полномочия действия (бездействие) должностного лица — действия (бездействие), которые должностное лицо имеет право и (или) обязано совершить в пределах его служебной компетенции (например, сокращение установленных законом сроков рассмотрения обращения взяткодателя, ускорение принятия должностным лицом соответствующего решения, выбор должностным лицом в пределах своей компетенции или установленного законом усмотрения наиболее благоприятного для взяткодателя или представляемых им лиц решения).

Попустительство по службе — например, согласие должностного лица контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения.

Общее покровительство по службе — может проявляться, в частности, в необоснованном назначении подчиненного, в том числе в нарушение установленного порядка, на более высокую должность, во включении его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам.

Покушение на дачу либо получение взятки — не состоявшаяся, предварительно обусловленная передача ценностей по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, действия которых были непосредственно направлены на совершение противоправных деяний.

Участие родственников в получении взятки — предоставление имущественных выгод в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг родным и близким должностного лица с его согласия (либо при отсутствии с его стороны возражений) за использование должностным лицом свои служебные полномочия в пользу взяткодателя квалифицируются как получение взятки.

Вымогательство взятки — это не только прямое требование вознаграждения должностным лицом, сопряженное с угрозой совершить действия (либо бездействия), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать предмет взятки с целью предотвращения вредных последствий для своих охраняемых интересов.

Обещание взятки либо предложение передать, либо принять незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействие) по службе необходимо рассматривать как умышленное создание условий для совершения соответствующих коррупционных преступлений в случае, когда высказанное лицом намерение передать или получить взятку либо предмет коммерческого подкупа было направлено на доведение его до сведения других лиц в целях дачи им либо получения от них ценностей.

Посредничество во взяточничестве — непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки.

Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность должностного лица влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью должностного лица
и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам.

2. Коррупционные проявления, которые могут быть вызваны поведением или действиями должностных лиц в сферах или направлениях деятельности

Подверженные коррупции сферы или направления деятельности

Поведение или деяние, свидетельствующие о коррупционной заинтересованности или воспринимаемые как согласие на коррупционное взаимодействие

Рассмотрение результатов проверки

Предложения не отражать в акте проверки полноту выявленных нарушений законодательства

Проведение квалификационных экзаменов, заседаний аттестационных и конкурсных комиссий

Высказывается предварительное суждение о препятствиях в сдаче экзамена в связи с его сложностью, озвучиваются
предложения оказать влияние на решение по оценке квалификационного уровня экзаменуемого, на принятие решения конкурсной комиссии

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд

При составлении технической документации формулируются
необоснованные условия исполнения заказа по цене, срокам или квалификации участников

Рассмотрение обращений граждан и юридических лиц, взаимодействие с ними.

1) Совершение в ходе исполнения должностных обязанностей действий и использование высказываний, особых выражений и жестов, которые могут быть восприняты окружающими как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки:

- «вопрос решить трудно, но можно»;

- «спасибо на хлеб не намажешь»;

- «думаю, договоримся»;

- «нужны более веские аргументы»;

- «нужно обсудить параметры»;

- «ну, и что делать будем?» и др.

2) Обсуждение тем, которые могут быть истолкованы как просьба о даче взятки или обещание ее предоставить:

- низкий уровень заработной платы;

- желание приобрести то или иное имущество, получить ту или иную услугу, отправиться в туристическую поездку;

- отсутствие работы у родственников должностного лица и желание помочь ему с трудоустройством;

- поиск возможности поступления детей должностного лица в престижные образовательные учреждения и т. д.

3) Формулирование предложений, которые могут быть истолкованы как просьба о даче взятки:

- предоставить должностному лицу и (или) его родственникам скидку;

- рекомендовать воспользоваться услугами конкретной компании и (или) экспертов для устранения выявленных нарушений, выполнения работ в рамках государственного контракта, подготовки необходимых документов;

- рекомендовать внести денежные средства в конкретный благотворительный фонд;

- высказать пожелание поддержать конкретную спортивную команду и т. д.

Приведенные примеры поведения по отношению к должностному лицу свидетельствуют о склонении к совершению коррупционных правонарушений. О таких фактах должностное лицо обязано незамедлительно уведомить своего работодателя. Должностное лицо также вправе уведомить об известных ему фактах обращения каких-либо лиц к иным должностным лицам с целью их склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Такие уведомления приводят к сокращению случаев предложения и дачи взятки, позволяют выявлять недобросовестных представителей организаций и граждан, взаимодействующих с органом исполнительной власти.

3. Типовые случаи конфликта интересов и порядок их урегулирования

Типовые случаи конфликта интересов, неприемлемые для должностного лица, которые заставляют усомниться в его объективности и добросовестности и могут восприниматься окружающими как согласие принять взятку могут выражаться в следующем:

- должностное лицо ведет переговоры о последующем трудоустройстве с организацией, которая извлекала, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) указанных лиц;

- родственники должностного лица устраиваются на работу в организацию, которая извлекала, извлекает или может извлечь выгоду его решений или действий (бездействия);

- родственники должностного лица соглашаются принять подарок от организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из его решений или действий (бездействия);

- должностное лицо осуществляет владение ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), влекущее возникновение личной заинтересованности в извлечении выгоды из его решений или действий (бездействия).

Порядок урегулирования конфликта интересов.

Должностное лицо обязано самостоятельно принимать меры по недопущению конфликта интересов.

В случае возникновения или возможности возникновения конфликта интересов должностное лицо обязано предпринять меры предотвращения и урегулирования конфликта интересов (заявить самоотвод от исполнения должностных (служебных) обязанностей или отказаться от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов).

Непринятие должностным лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим его освобождение от занимаемой должности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Юридическая ответственность за коррупционные правонарушения, возникающие в результате поведения, которое воспринимается как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или просьба о ее даче

За совершение правонарушений, которые возникают в результате поведения или деяний, свидетельствующих о коррупционной заинтересованности должностного лица или воспринимаемых как его согласие на коррупционное взаимодействие, установлена уголовная, административная и дисциплинарная ответственность.

Уголовная ответственность наступает за совершение преступлений, предусмотренных следующими нормами УК РФ: ст. 289 – «Незаконное участие в предпринимательской деятельности», ст. 290 – «Получение взятки», ст. 291 – «Дача взятки», ст. 291.1 – «Посредничество во взяточничестве».

Основным коррупционным преступлением является взяточничество (дача и получение взятки). Взяткой признаются не только деньги, ценные бумаги и иное имущество, но и выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление благ, услуг, преимуществ и т. п.), в том числе предоставляемые как за покровительство, так и за попустительство по службе.

Как уже отмечалось, покровительство по службе проявляется в действиях, связанных с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности. К попустительству можно отнести случаи непринятия мер за упущения или нарушения («закрыть глаза», «не выносить сор из избы»). Уголовным кодексом Российской Федерации за взяточничество предусматриваются большие сроки лишения свободы (до 15 лет – за получение взятки, до 12 лет – за дачу взятки).

В качестве основного вида наказания за получение и дачу взятки, за посредничество во взяточничестве, за коммерческий подкуп установлены штрафы – до 100 кратной суммы взятки или коммерческого подкупа, но не более 500 млн. рублей.

С недавних пор в российское уголовное законодательство введена норма ответственности за посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ) Посредничество образует не только непосредственная передача взятки, но и способствование достижению (а равно и реализации) соглашения между взяткодателем и взяткополучателем.

Важно обратить внимание, что за обещание или предложение посредничества во взяточничестве (которые рассматриваются как умышленное создание условий для совершения коррупционных преступлений) предусмотрены реальные меры наказания – штраф от 15 до 70 кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или штрафом в размере от 25 тысяч до 500 миллионов рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишением свободы на срок до 7 лет со штрафом в размере от 10 до 60 кратной суммы взятки.

Следует учитывать, что на освобождение от уголовной ответственности после совершения преступлений «дачу взятки» и «посредничество во взяточничестве» виновный может рассчитывать только в том случае, если он активно способствовал раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщил о нем органу, имеющему право возбудить уголовное дело по указанным преступлениям.

Преступления взяточничества являются скрытыми и в разглашении их совершения не заинтересована ни одна из сторон (взяткополучатель и взяткодатель). Довольно часто участники этого преступления для придания большей конспиративности его совершения используют иных лиц, которым доверяют, в том числе родственников, близких людей. Однако если имущественная выгода в виде денег, иных ценностей, оказание материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, то действия должностного лица признаются получением взятки, а родственники или близкие должностного лица, «помогавшие» в преступлении, привлекаются к уголовной ответственности за посредничество во взяточничестве.

Следует напомнить, что передача незаконного вознаграждения (а равно обещание и предложение такового) за действия (бездействие) должностного лица может исходить от имени юридического лица и передаваться (предлагаться) его представителем. Такие факты образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ. В отношении юридического лица, от имени или в интересах которого было осуществлено незаконное вознаграждение, применяют меры административной ответственности вплоть до штрафа в размере 100-кратной суммы незаконного вознаграждения.

Принятие должностным лицом незаконного вознаграждения от имени юридического лица, будет квалифицировано как преступление, предусмотренное ст. 290 УК РФ – «Получение взятки».

Что делать если вам предлагают взятку. Отказать в получении взятки в вежливой форме, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем как условный отказ принять взятку. При настойчивых и активных действиях, направленных на передачу взятки, призвать свидетелей и незамедлительно обратиться в правоохранительные органы.

Как не допустить поведения или действий, которые могут восприниматься как требование или просьба дать взятку, либо согласие принять взятку?

Действовать строго в рамках своих служебных (должностных) полномочий. Избегать неформальных отношений с лицами, взаимодействие с которыми происходит в связи с исполнением служебных (должностных) обязанностей.

Не позволять поведения, которое может быть расценено:

- как согласие допустить неправомерные действия (бездействие), а в случае поступления предложений их совершить, должностное лицо должно отказаться и разъяснить последствия наступления уголовной ответственности за коррупционное преступление;

- как сетование на трудность (сложность) или обременительность исполнения им своих служебных (должностных) полномочий;

- как вымогательство взятки, в том числе выраженное через инициативное предложение должностным лицом исполнить свои полномочия в особом порядке (например, в не рабочее время, в ускоренном режиме, и т. п.), либо напротив, заведомое создание условий, при которых лицо, вынуждено прибегнуть к их преодолению за незаконное вознаграждение.

Не допущение должностным лицом поведения, которое свидетельствует о его коррупционной заинтересованности или может восприниматься как возможность вступить с ним в коррупционное взаимодействие, связано с соблюдением этических норм поведения должностного лица, а также запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Действенной профилактикой всех коррупционных правонарушений является соблюдение должностными лицами следующих основных запретов и ограничений, связанных с осуществлением своих полномочий:

Должностные лица не вправе:

1) замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

2) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовых форм;

3) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

4) быть поверенными или иными представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;

6) получать гонорары за публикации и выступления в качестве должностного лица;

7) получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц. Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью соответственно субъекта Российской Федерации или муниципального образования и передаются по акту в соответствующий государственный или муниципальный орган. Должностное лицо, сдавшее подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

8) принимать вопреки установленному порядку почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия (за исключением научных и спортивных) иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;

9) выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренностям государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

10) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

11) разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, ставшие им известными в связи с выполнением служебных обязанностей.

5. Должностное лицо подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае:

1) непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;

2) непредставления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

3) участия на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

4) осуществления предпринимательской деятельности;

5) вхождения в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Должностное лицо, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия также в случае непринятия должностным лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное ему лицо (ответственность устанавливается Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

6. Принципы служебного поведения должностных лиц

Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» должностным лицам рекомендовано придерживаться общих принципов поведения государственных служащих, в части, не противоречащей их правовому статусу (извлечение):

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;

м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа;

н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов.